В Северной столице активно собирают подписи против недавнего назначения Николая Цискаридзе и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой.
Сам Цискаридзе признался, что попал в чужой монастырь и предвидел, какой прием ждет его в Петербурге, однако призвал оппонентов дать ему хоть что-то сделать. Вернули, да не совсем
Назначенный в конце октября и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе сообщил «Интерфаксу», что проректор и прежний худрук учебного заведения Алтынай Асылмуратова, на место которой Минкульт ранее пригласил Ульяну Лопаткину, останется проректором.
«Сразу после моего назначения все проректоры автоматически ушли в отставку. Первая, с кем я подписал контракт, - это Алтынай Асырмуратова», - заявил Цискаридзе.
Асылмуратова останется и художественным руководителем Академии русского балета имени Вагановой и ее проректором, в свою очередь заявил ИТАР-ТАСС источник в министерстве культуры РФ.
В ведомстве в связи с этим привели слова Цискаридзе: «Просьба преподавателей оставить в академии Алтынай Абдуахимовну прозвучала в первые дни моей работы. Я ее услышал».
И. о. ректора добавил, что главная причина назначения Асылмуратовой – «непрерывность и преемственность учебного процесса».
Между тем, в пресс-службе академии газете ВЗГЛЯД пояснили, что информация о «назначении» Алтынай Асырмуратовой не совсем верно интерпретируется.
Там рассказали, что при назначении и. о. ректора, согласно уставу, все пять его заместителей также автоматически получают приставки и. о. В том числе, и проректор-худрук Асырмуратова.
Таким образом, речь идет лишь о том, что она продолжает исполнять свои обязанности. Но после выбором нового ректора тот вправе пригласить на эту должность любое другое лицо, в том числе, и Лопаткину, о чем говорилось ранее.
При этом о царящих в академии настроениях красноречиво говорит ответ одной из сотрудниц учебного заведения, не назвавшей своего имени: «Какие могут быть комментарии? Руководства у нас сейчас нет вообще. Цискаридзе - в Москве. А Лопаткину мы вообще в глаза не видели».
Письмо и петиция
Напомним, на прошлой неделе около ста членов профессорско-преподавательского состава Академии русского балета имени Вагановой написали открытое письмо, направленное против последних кадровых перестановок. Оно адресовано президенту страны Владимиру Путину, правительству и профильным министерствам.
В нем говорится, что «последнее кадровое решение о кардинальной смене руководства Академии вызывает крайне негативную оценку коллективов балета Мариинского театра и Академии русского балета».
В письме отмечается, что «работа организации практически парализована, и уже нанесен огромный ущерб не только престижу самой академии, но и всей российской культуре в целом».
Одновременно и в интернете, на сайте onlinepetition. ru размещена похожая петиция, под которой подписались уже более 600 человек. В петиции говорится, что Цискаридзе «выдающийся танцовщик» и «медийное лицо», однако «пост ректора Академии требует от кандидата и целого ряда других качеств».
«Приходится объективно признать, что опыта такой работы у Н. М. Цискаризде в настоящее время нет. Вполне возможно, что Николай Максимович, как человек талантливый, окажется очень способным руководителем, однако мы уверены, что нарабатывать такие навыки следует на менее ответственных должностях, нежели ректор уважаемого во всем мире ВУЗа», - добавляют авторы.
И приму Мариинского театра Ульяну Лопаткиной в академии также не хотят видеть: «Достоверно известно, что У. В. Лопаткина не собирается прекращать сценическую деятельность и руководящую работу будет с ней совмещать», - утверждают авторы петиции, будучи уверенными, что подобное совмещение невозможно.
Добавим, что в пресс-службе академии имени Вагановой газете ВЗГЛЯД отказались комментировать появление петиции в интернете, а также и письма, «до того момента, как будет получен официальный ответ от его адресата». В Минкультуры ситуацию также не комментируют, отметив лишь, что письма от сотрудников академии пока не получали, передает в свою очередь «Интерфакс».
Интересно, что хотя письмо, о котором идет речь, подписали около 100 сотрудников академии, открыто о своей оппозиции к новому ректору высказала лишь одна преподавательница – Елена Шерстнева.
В Youtube можно увидеть ее выступление. Там она называет происходящее «преступлением перед нашей страной, которая славится своим балетом, который опустили и фактически уничтожили».
«Пока еще никто не проявил себя как руководитель из тех людей, которые будут нашими новыми руководителями. . . А марионетками, которых за ниточку будут дергать, мы не хотим быть», - отметила она. А, говоря о коллегах, подписавших письмо, Шерстнева сказала, что не будет никого называть, так как это «такие вещи, где каждый за себя решает».
«Руки не подам»
Множество гневных выпадов против решения о назначении Цискаридзе можно найти и в специально созданной группе Академия Русского балета в осаде в сети Facebook.
Активно протестуют и в сети «В Контакте».
А вот деятели балета восприняли ситуацию с Академией балета имени Вагановой по-разному. Так, уроженец Ленинграда и бывший худрук балета Большого театра Алексей Ратманский высказал мнение, что дела в ней обстоят не хуже, чем в московской Академии хореографии.
«Выходит, единственной виной нынешнего руководства Академии было то, что Николай Цискаридзе вдруг остался без работы», - приводит слова Ратманского «Росбалт».
Также он отметил, что позиция Министерства культуры вызывает недоумение еще и потому, что этим назначением оно «косвенно принимает сторону Цискаридзе во всех его многочисленных конфликтах и скандалах последних лет, включая покушение на Сергея Филина, в связи с которым имя Цискаридзе облетело веcь мир и стоило ему репутации, в свое время честно заработанной талантливыми танцами».
«Больно осознавать, что смена руководства Вагановки могла стать разменной монетой в чьих-то играх, - заявила «Росбалту» прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева. - Бесцеремонность, с которой сменили руководство школы, вызывает у меня возмущение».
В свою очередь выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра Илья Кузнецов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД назвал решение о назначении Цискаридзе и Лопаткиной «абсолютно безграмотным».
«Конфликта школ (балетных школ Москвы и Петербурга – прим. ВЗГЛЯД) нет. Я могу на таком детском языке объяснить. Просто, если вы возьмете палитру и краски, и все краски смешаете, то получится серая масса. Нельзя смешивать все краски. И здесь нельзя смешивать внутреннюю культуру академий. И в Москве существует замечательная школа, которая подготовила много замечательных учеников, со своим почерком, со своей традицией. И у нас есть свои традиции», - отметил он.
«Нельзя врываться посреди учебного года и делать этот рейдерский захват, - Илья Кузнецов не стеснялся в выражениях. – Это же стресс и для преподавателей, и для учеников. Они вот сейчас приходят в театр и ревут прямо на спектаклях, на сцене, за кулисами»
Кузнецов отметил, что Цискаридзе по сути является худруком, однако не смог занять эту должность, так как по уставу она предназначена лишь ее выпускникам, коим он не является. В должности же ректора коллега его в принципе не видит, так как ректор – это бухгалтер, юрист, хозяйственник и т. д.
«Сейчас прошел слух, что Николай назначил Алтынай художественным руководителем, но это на время, чтобы мы все немного успокоились», - уверен Кузнецов.
Также солист Маринки признался, что и у его коллеги по театру Ульяны Лопаткиной «не будет времени всем этим заниматься (быть худруком - прим. ВЗГЛЯД), она действующая балерина, которая ездит по миру и в данный момент готовится в зале к балету «Легенды любви».
Наконец, Кузнецов рассказал газете ВЗГЛЯД и о личных взаимоотношениях с Цискаридзе: «Я пройду мимо, если его увижу, руки не подам. Хотя мы были хорошими товарищами, но после такой его выходки. . . Это просто ужас».
Впрочем, есть и более сдержанные мнения.
«Николай Цискаридзе теперь наш коллега, и мы должны пожелать ему успехов», - сказала ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова и призвала не раздувать конфликт, сообщает ИТАР-ТАСС.
А прима Маринки Юлия Махалина, которую по данным «Известий», также рассматривали на должность нового худрука Вагановской академии, призвала «не войну устраивать, а помочь Цискаридзе влиться в работу»: «Я целиком и полностью поддерживаю Колю, потому что знаю, что он фанатично предан искусству, очень образован и требователен к себе, а в его служении Терпсихоре нельзя сомневаться ни секунды».
«Назначение Цискаридзе - это решение правительства, правильно? Если правительство назначило Колю, значит оно знает, что делает», - добавила она.
Ответ Цискаридзе
Николай Цискаридзе признавался, что о назначении в Вагановскую Академию ему впервые предложили подумать еще в сентябре прошлого года. Но тогда он отказался, а теперь решил принять предложение (в июне этого года у него закончился контракт с Большим театром – прим. ВЗГЛЯД).
В интервью «Известиям» Цискаридзе также рассказал, что административно-хозяйственная деятельность во главе академии его не страшит: «Я не понимаю, почему всех так удивляет, что творческий человек может понимать, как провести проводку и покрасить стену. Человек, который имеет дело с репетиционным залом, знает, что и как должно в нем быть, потому что конкретно этим пользуется».
А в интервью 5 каналу Цискаридзе признался, что «прекрасно понимал, с чем столкнется». «Я очень хорошо понимаю, что это чужой монастырь. Как когда-то я входил в Большой театр, когда я туда вошел, поняв правила жизни Большого театре, мне пришлось их принять. И любому, кто туда входил, пришлось их принять, или «до свидания» или тебя просто убьют на месте», - отметил Цискаридзе.
«Я в последнее время все время вспоминаю слова Бомарше, о том, что «я лучше моей репутации» - помните, так Фигаро говорит. Смешно, конечно, себя хвалить, говорить, что я очень хороший, а вот кто-то плохой - это неправильно, и я никогда этого не буду делать. Но в сложившейся ситуации мне бы хотелось сказать одно: Дайте мне хоть что-то сделать», - резюмировал он.
Напомним, Академия русского балета имени Вагановой является одним из старейших учебных заведений России и ведет свою историю с 1738 года. Тогда по указу императрицы Анны Иоанновны француз Жан Батист Ланде стал первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы».
В России существуют две сильнейшие балетные школы – московская и петербургская, и у каждой есть свои традиции и особенности. Переходы из одной в другую случаются. Но часто сопровождаются различными слухами и негативными оценками, особенно на начальном этапе.
Стоит также отметить, что нынешним реформам Вагановки предшествовала идея худрука Мариинского театра по объединению в Национальный центр академического театрального и хореографического искусства вместе с Маринкой и петербургской консерватории и балетной академии.
Прежний ректор Вагановки Вера Дорофеева отмечала, что согласилась оставить свой пост лишь при условии, что этого не будет. Но петербургская культурная общественность продолжает бояться, что Москва продавит это решение, хотя Цискаридзе и обещал ничего подобного не подписывать.
Добавим также, что Николай Цискаридзе - не первый знаменитый деятель искусств, столкнувшийся в Петербурге с противодействием. Так, в июне этого года сотрудники Цирка на Фонтанке попросили уволить своего нового худрука, знаменитого клоуна Вячеслава Полунина, который начал проводить реформы в подведомственном учреждении.
Теги:
балет, скандалы, культура, Санкт-Петербург
Закладки:. vz.ru
2013-11-6 19:25